Невесомость тела в воде дает возможность малышу начать выполнять те физические упражнения и движения, которые еще недоступны для него на суше. Развитие мозга ребенка очень тесно связано с двигательной активностью – чем сложнее и разнообразнее повторяющиеся движения, тем лучше развивается кора головного мозга. В воде ребенок может выполнять сложные двусторонние поперечные плавательные движения, одновременно контролируя положение тела в пространстве, и все происходящее вокруг. Мозг ребенка регистрирует тактильное ощущение воды и ее сопротивление. Такая комплексная стимуляция мозга приводит к одновременному развитию всех его функциональных зон. В результате, со временем рано начавшие плавать дети обнаружат, что они преуспевают в чтении, развитии языковых навыков, пространственного воображения и общей академической успеваемости.
Долговременное 4-х летнее наблюдение 7000 детей, проведенное Университетом Гриффит в Австралии, показало, что рано начавшие плавать дети оказались более развиты в физическом и умственном развитии по сравнению с их «сухопутными» сверстниками. В частности, 3-5-летние дети, которые плавали, опережали обычных детей на 11 месяцев в речевых навыках, на шесть месяцев по математическим навыкам и на два месяца в навыках грамотности. Развитие долговременной памяти у них на 17 месяцев опережало средневозрастные показатели, а пространственное мышление — на 20 месяцев!
Плавание значительно улучшает самочувствие и состояние психической сферы ребенка: исследователи в Германии обнаружили, что дети, занимающиеся плаванием в возрасте от 2 месяцев до 4-х лет, лучше адаптируются к новым ситуациям, имеют большую уверенность в себе и являются более самостоятельными, чем не-пловцы. У них отмечается высокая самооценка, хороший уровень поведенческой регуляции и стрессоустойчивости, сильная мотивация для достижения успеха и отличные навыки социального взаимодействия со сверстниками и старшими детьми.