Многие дети имеют проблемы со зрением, которые значительно ограничивают текущую работоспособность и могут ограничивать их будущие возможности.
Процесс развития зрения у детей — это сложный процесс, объединяющий анатомический рост, физиологическое развитие, получение опыта, обучение и практику. Нормальный здоровый ребенок рождается со способностью видеть и двигать глазами, хотя изначально это связано с привлекающими стимулами. Младенца привлекает свет или движение, и он побуждается поворачиваться к ярким или движущимся объектам, которые выделяются на фоне. Младенец также реагирует взглядом на шум или прикосновение. Сначала малыш имеет тенденцию поворачивать голову, но позже он обучается двигать только глазами, чтобы смотреть и следить за тем, что их стимулировало.
По мере роста и развития ребенок прикасается к тому, что он видит, и учится ассоциировать ощущение и внешний вид предметов. Точно так же ребенок кладет предметы в рот, нюхает или слушает: ассоциация возникает со всеми сенсорными стимулами. С приобретением практики ребенок учится точности координации движений глаз и рук. Когда он начинает перемещаться в пространстве и видеть вещи с разных точек зрения, к нему приходит ощущение того, что значит «далеко» и что — «близко». В конце концов уточняются суждения о расстоянии, форме и размере. Младенец становиться способным узнавать, что именно он видит без необходимости касаться предмета руками или пробовать его на вкус.
По мере дальнейшего развития дети учатся использовать свое зрение. Первоначально сознательный разум в значительной степени участвует как в планировании, так и в управлении соответствующими визуальными реакциями. Но более поздние заранее запрограммированные механизмы действий и «схемы» мышления освобождают сознательный разум ребенка от продумывания задач. Эти схемы позволяют лучше понять и усвоить доступную информацию. Когда ребенок сталкивается с трудностями в школе, одним из факторов, который следует тщательно проверять, является адекватность «схем», лежащих в основе эффективного визуально управляемого поведения и визуальных проверок.
Наиболее часто встречающиеся проблемы со зрением у детей включают косоглазие, анизометропию (состояние, при котором два глаза имеют разную остроту зрения), дальнозоркость, миопию (близорукость) и катаракту. Косоглазие, анизометропия и нарушение зрения могут привести к состоянию, называемому амблиопией, необратимому нарушению зрения из-за аномального развития в раннем детстве, что является критическим периодом для созревания зрительной системы. Амблиопия — одна из наиболее распространенных проблем со зрением у детей, и ранняя диагностика и лечение крайне необходимы в этом случае. Проблемы со зрением можно лечить разными способами в зависимости от основной проблемы, например, с помощью очков, повязок на глаза или хирургического вмешательства, если это необходимо.
Оценку зрения рекомендуют проводить в определенные периоды жизни, начиная с рождения и при обычных визитах к врачу, либо при наличии жалоб. Младенцы с известными рисками для зрения (ретинопатия недоношенных, синдром Дауна и т.д.), либо отягощенным семейным анамнезом (врожденная глаукома, косоглазие) должны направляться для дальнейшего специализированного обследования.
Проверка зрения у детей может включать в себя ряд различных тестов. Базовый набор включают внешний осмотр глаз, тест на красный рефлекс, тестирование светового рефлекса роговицы и проверку остроты зрения с помощью изображений или букв. Другие исследования могут быть выполнены с помощью более специализированных инструментов (авторефракторов и фотоэкранов).
Красный рефлекс: это отражение оранжево-красного света от сетчатки через зрачок, видимое на расстоянии 0,5 м через офтальмоскоп, установленный на «2» диоптрии. Свет должен быть одинаковой яркости и цвета и полностью заполнять зрачок.
Отражение света роговицы: небольшое фокусное яркое белое отражение света на роговице, которое должно быть симметрично расположено близко к центру каждой роговицы.
Осмотр глазного дна: осмотр заднего отрезка глаза с помощью офтальмоскопа.
Тест с открытием глаза: выполняется путем прикрытия одного глаза, пока ребенок фиксирует цель. Неприкрытый глаз не должен двигаться. Прикрытый глаз также не должен перемещаться при открытии. Если во время этого теста происходит какое-либо движение, то ребенка следует направить для дальнейшего обследования.
Методы проверки зрения используют соответствующие возрасту инструменты, зависящие от когнитивных способностей ребенка. Следует использовать самый высокий уровень диаграммы, узнаваемый ребенком. Большинство детей четырехлетнего возраста могут узнавать буквы и цифры Снеллена. Диаграммы Леа Хювэрин (LogMAR LH) — стандартизированные идентифицируемые формы) используют с 42-месячного возраста. Диаграмма HOTV (формы из четырех букв), вращающаяся диаграмма E или символы Lea (формы) используют с 36-месячного возраста.
Тестирование проводится на расстоянии 3 м (по одному глазу, сначала с худшим состоянием).
Потенциальная польза от проверки зрения у детей велика: она может предотвратить необратимую потерю зрения за счет обнаружения и лечения проблем со зрением до того, как окно визуального развития закроется. Имеются достаточные доказательства того, что проверка зрения у детей в возрасте от 3 до 5 лет для выявления амблиопии или ее факторов риска (косоглазия, анизометропия) улучшает остроту зрения.
Потенциальный вред проверок включает ложноположительные результаты, которые могут привести к ненужному лечению, например, ношению очков или повязке на глаза, когда они не нужны. Эти методы лечения обычно не ухудшают зрение в «хороших» глазах, но могут вызвать у детей психологический стресс.
Учитывая важность эффективной зрительной функции, рекомендуется не оставлять развитие детского зрения на волю случая. В идеале всех детей следует обследовать на следующих этапах:
Новорожденный до трехмесячного возраста:
От шести до 12 месяцев:
От трех до пяти лет:
От шести до восемнадцати лет:
Любой младенец или ребенок с отклонениями при обследовании или не прошедший визуальный скрининг должен быть направлен для дальнейшего обследования. Младенцы и дети с факторами риска, такими как задержка в развитии, также должны быть полностью обследованы офтальмологом.
Благодарим, что доверили нам здоровье Вашего ребенка.Мы получили Вашу заявку.
В ближайшее время с Вами свяжется специалист для уточнения информации.