Вегетативная нервная система (ВНС) важна для поддержания физиологических функций сердечно-сосудистой, дыхательной и желудочно-кишечной систем, но также неразрывно связана с высшими системами мозга, вовлеченными в эмоциональные и психологические аспекты жизни, которые делают каждого человека уникальным.
Центральная ВНС состоит из двух основных компонентов:
В зрелом мозге центральная ВНС поддерживает фоновый уровень функционирования благодаря связям с лимбическими структурами мозга, которые участвуют в регуляции настроения, воспоминаний и эмоционального состояния. Различия в психической заболеваемости детей и взрослых и устойчивости к стрессу могут быть связаны с различиями в функционировании вегетативной нервной системы. Нарушение интеграции между центральной вегетативной и лимбической системами играет роль в развитии психоневрологических расстройств у детей.
Основа для индивидуальных различий в функции ВНС у детей отчасти связана с пренатальным, внутриутробным и неонатальным периодами. Вегетативная или автономная нервная система проходит длительный период развития и созревания, в течение которого она остается уязвимым для нарушения развития из-за различных влияний. Раннее нарушение вегетативного развития может существенно повлиять на траекторию развития всей вегетативной нервной системы, ограничить ее способность адаптивно реагировать на физиологические изменения и окружающую среду, а в более зрелом возрасте способствовать развитию нейропсихиатрических расстройств. На широкий спектр психоневрологических расстройств может влиять нарушение баланса блуждающего нерва с либо недостаточным тонусом блуждающего нерва, либо с его чрезмерной реактивностью. Снижение парасимпатического тонуса связаны с тревогой, депрессией, посттравматическими состояниями, стрессовыми расстройствами. Например, у недоношенных младенцев наблюдается более низкая активность блуждающего нерва. Также нарушения встречаются у детей, чьи матери имели недостаточное или несбалансированное питание во время беременности, например, с недостатком цинка или фолиевой кислоты (витамина B9). Также нарушения развития ВНС наблюдаются у детей, чьи матери употребляли психоактивные вещества.
Стресс разного уровня влияет на мозг плода и созревание автономной нервной системы. Условия стресса, которые вызывают нарушение материнской оси гипоталамус-гипофиз-надпочечники, могут, в свою очередь, повлиять на развивающуюся ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники плода и привести к изменениям в проводящих путях, важных для регуляции настроения, в развитии вегетативной нервной системы, которые могут сохраняться на всю жизнь. Было обнаружено, что пренатальный стресс значительно увеличивает риск депрессии и ожирения у детей и взрослых.
Питание новорожденных также играет важную роль в поддержке развития вегетативной нервной системы. Физический акт кормления грудью улучшает социальное развитие младенца через зрительный, обонятельный и сенсорный опыт, что поддерживает укрепление системы блуждающего нерва для регулирования состояния посредством социальной активности. Питательные компоненты молока или молочной смеси также важны.
Многие психоневрологические расстройства начинаются в детстве, включая депрессию, тревожность, поведенческую дисфункцию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра и другие. Депрессия встречается у 5% детей, СДВГ имеет распространенность около 10% (и имеет тенденцию к увеличению). В двух третях случаев СДВГ расстройство усугубляются дополнительными психическими, эмоциональными или поведенческими расстройствами.
Теория поливагуса была впервые предложена Поргесом в 1995 году и связывает развитие системы блуждающего нерва с социальным и эмоциональным развитием ребенка. Теория фокусируется на роли двух основных ветвей блуждающего нерва. Социальные реакции на окружающую среду опосредуются либо воздействием блуждающего нерва, либо действие блуждающего нерва через компоненты лимбической системы мозга. В возрасте шести месяцев и старше развитие блуждающего нерва начинает влиять на социальное поведение и регулирование настроения. Младенец развивает связь «лицо-сердце» или систему социального взаимодействия, посредством которой он задействует мышечную активность лица и шеи для передачи чувств и поведенческих реакций в сочетании с реакциями сердечно-сосудистой системы. Эти мышцы иннервируются специальными висцеральными эфферентными путями, связанными с миелинизированным блуждающим нервом, и позволяют младенцу подавать социальные сигналы и строить привязанность к родителю.
Нарушение созревания вегетативной нервной системы можно измерить по функциональным, физиологическим и анатомическим параметрам, оценивая психологические, поведенческие, стрессовые реакции и их влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление и частоту дыхания, а также по изменениям объема ствола и структуры мозга, соответственно.
Вегетативные функции можно оценить по физиологическим сигналам частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и артериального давления. Вариабельность сердечного ритма (ВСР) обеспечивает измерение симпатического и парасимпатического взаимодействия и, следовательно, функционального созревания вегетативной нервной системы. Высокочастотная вариабельность отражает парасимпатическую функцию и зависит от частоты дыхания, в то время как низкочастотная вариабельность обусловлена сочетанием симпатических и парасимпатических воздействий и изменениями частоты сердечных сокращений, вызванными барорефлексом. Функции блуждающего нерва (высокочастотная ВСР) наиболее точно описывается количественной оценкой респираторной синусовой аритмии (RSA). Это амплитуда колебаний, вызванных спонтанным дыханием в вариабельности сердечных сокращений.
Различия в функционировании вегетативной нервной системы легче определить у детей старшего возраста. Например, у подростков, родившихся недоношенными, наблюдается более низкий вегетативный тонус и более длительное восстановление сердечного ритма после физических упражнений по сравнению с подростками, родившимися доношенными. У взрослых недоношенность связана с более высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний в более раннем возрасте, и повышенный риск смерти в среднем возрасте от сердечно-сосудистых заболеваний.
Связь матери и ребенка играет важную роль в развитии нейропсихологического фенотипа ребенка. Следовательно, любое вмешательство, направленное на поддержку здорового развития младенца, должно включать меры, способствующие психическому и физическому здоровью матери, начиная с пренатального периода. К основным факторам относятся питание, окружающая среда и психологическое благополучие.
Беременные женщины должны получать оптимальное питание, которое выходит за рамки просто приема пренатальных поливитаминов. Стресс во время беременности может увеличить риск преждевременных родов. Следовательно, борьба с пренатальным стрессом может иметь дополнительный эффект в виде улучшения вегетативно-лимбической регуляции. Таким образом, стратегии эффективного снижения пренатального стресса могут улучшить развитие ВНС и лимбической системы у младенцев. Например, медитация, основанная на осознанности, помогает снизить уровень стресса у матерей недоношенных детей и благотворно влияет на развитие мозга младенцев.
К счастью, длительный критический период для развития ВНС дает больше времени, в течение которого пластичность развития может использоваться для выздоровления и оптимизации нормального развития ВНС в раннем младенчестве. Такие вмешательства могут быть относительно простыми, включая изменения в уходе и в среде. Например, контакт кожа к коже у недоношенных новорожденных улучшает тонус блуждающего нерва и вегетативное функционирование в детстве. В качестве вторичного преимущества при контакте кожа к коже уменьшается и беспокойство матери, что благоприятствует здоровой связи между матерью и младенцем. Младенцы рождаются со знанием голоса матери, поэтому неудивительно, что голос матери влияет на вегетативную регуляцию. Даже у недоношенных новорожденных голос матери снижает частоту сердечных сокращений и способствует расслаблению младенца. Использование соски-пустышки у недоношенных новорожденных также изменяет тонус ВНС и улучшает кровяное давление и частоту сердечных сокращений.
В дошкольном возрасте вмешательства, направленные на улучшение родительской реакции, могут помочь детям лучше регулировать эмоции и навыки управления поведением в старшем возрасте.
Благодарим, что доверили нам здоровье Вашего ребенка.Мы получили Вашу заявку.
В ближайшее время с Вами свяжется специалист для уточнения информации.